Интроект

Автор психолог Валерия Илларионова.

Гештальтистам это психическое явление известно, как интроект. В других психологических подходах его называют — установка. В подходах, где ответственность за результат изменений в человеческой психике и физического состояния, принадлежит «гуру», оно звучит , как « родовое проклятие», «кармический закон» и т. д. Короче, чем меньше хочется вкладывать усилий в свою внутреннюю работу, тем более пугающим словом необходимо назвать препятствие для неё, а заодно и для своего сопротивления.
Человек, безусловно, не всемогущ (хоть и жаль), но есть желание развенчивать страшилки, коих в нашей жизни и так достаточно.
Итак, согласно гештальтистской теории, интроект — это привнесенное из внешних источников знание, которое было усвоено психикой без осмысления и должной психической переработки.
Когда это происходит? В детстве, обычно в возрасте до 5-6 лет, когда критичность мышления отсутствует, а слова близких, ответственных за жизнь и воспитание ребёнка людей, воспринимаются как аксиома.
Потому что близкие (мать) — это воплощение мирового порядка (извините за напыщенность) для ребёнка. Через материнские послания, комментарии, разъяснения человек познает себя и мир.
Мать — тревожная, значит мир нестабилен и опасен. Мать- спокойна, доверяет себе и малышу, значит и миру можно доверять.
Эта аналогия обсуждается много в психологической и около неё литературе
Теперь чуть больше о том, почему интроекты сильны, почему мы руководствуемся ими в жизни, и почему от них нелегко сепарироваться.

Итак, человек- существо социальное и биологическое, причём чем младше человек, тем больше в нем спонтанных, инстинктивных, биологических реакций.
Основной инстинкт биологического существа — стремление к безопасности, к самосохранению, к выживаемости.
Условия для выживания животного — это обладание определёнными физическими навыками — распознать опасность, убежать от неё, вступить в схватку, если по силам, добыть пищу, пользоваться защитой старшего в стае.
Жизнь человека, ввиду его беспомощности, несколько первых лет зависит от присутствия рядом близкого взрослого. Лучше, если этот взрослый настроен благосклонно по отношению к ребёнку. Если взрослый недоволен, зол, ребёнок воспринимает это как прямую угрозу для своей жизни. В силу того, что в младшем возрасте критический взгляд на окружение ещё не выработан, у маленького человека в присутствии злой, или раздражённой, или эмоционально отстранённой матери возникает ощущение покинутости и, как следствие, инстинктивный страх смерти — невыживания.
Если мать (или иной близкий) транслирует УСЛОВИЕ, при котором она ребёнка будет любить (читай — не покинет), то правило для выживания ребенка формируется конкретно звучащей фразой:
— Я тебя буду любить (в голове у ребёнка звучит как :»не оставлю, создам условия для твоей жизни»), если ты будешь таким-то и выполнять то-то и то-то. Версий здесь множество — и приведенных в соответствующей литературе, и найденных, открытых на психотерапевтических сессиях «родных» и привычных.

По мере взросления у человека формируется критическое мышление. Рациональной (в психотерапии называют — взрослой) частью — человек оценивает условия для своей жизни, как вполне безопасные, но ведь впечатанный в подкорку закон выживания, интроект, заставляет сжиматься под суровым взглядом начальника, при окрике вахтера или, того лучше, в ссоре со своим партнёром, другом, подругой.

Итак, уже на начальном этапе человеческой жизни начинает формироваться основной конфликт — противоречие между социальным условием и биологическим стремлением выжить. Острота его в том, что мать (иной близкий) не предполагает напрямую угрожать жизни ребенка, она лишь хочет «удобного» для себя существования. Это «несмышленый» воспринимает подобное условие как фактор для выживания, творчески приспосабливается к поставленным рамкам, интегрируя и интроецируя послание значимого взрослого внутрь психики.

Внутри остаётся бессильный, испуганный и смирившийся с условием взрослого, ребенок.
Интроект становится вопросом для осознавания и переваривания в том случае, если его рамки начинают стеснять и сковывать рвущиеся к реализации человеческие потребности.
Тогда, подобно старой тесной одежке, интроект следует перекроить в терапевтических отношениях и рассмотреть на пригодность. Изъять интроецированное послание из жизни и из обращения или оставить- не вопрос. Вопрос в более гибком и свободном обращении с интроектом.
Если он удобен и ценен, то Бога ради — пользуйтесь и цените. Если же ригиден и жесток – откажитесь. Важнее всего — вернуть (или создать заново) возможность здорово сомневаться во всем, что поступает внутрь в виде чужих мнений, советов, рекомендаций, инструкций. А для этого параллельно придется учиться обнаруживать свое мнение и размышление в интересующей вас сфере.

Психолог Валерия Илларионова
http://psyplace.ru
vaillarionova@yandex.ru